Frequently Asked Questions (Часто Задаваемые Вопросы) по звуковым картам Sound Blaster AWE Создан: 22.11.97 Последняя модификация: 23.09.98 Автор: Евгений Музыченко (Eugene Muzychenko) 2:5000/14@FidoNet, music@spider.nrcde.ru Copyright (C) 1996-98, Eugene V. Muzychenko Все права в отношении данного текста принадлежат автору. При воспроиз- ведении текста или его части сохранение Copyright обязательно. Коммер- ческое использование допускается только с письменного разрешения авто- ра. При наличии изменений с момента последней публикации они отмечаются знаком ">-". ---------------------------------------------------------------------- - Какие звуковые карты называются Sound Blaster? Так называются только карты производства Creative - фирмы, состоящей из основной - Creative Labs, и научно-исследовательской - Creative Technology. Sound Blaster - одна из торговых марок Creative. Для всех остальных карт используется обозначение "Sound Blaster Compatible" - "Совместимая с SB". Везде, где речь идет о Sound Blaster, должна под- разумеваться только продукция Creative, иначе используется обозначение Sound Card. ---------------------------------------------------------------------- - Что обозначает аббревиатура AWE? Advanced Wave Effects (передовые волновые эффекты) - технологию синте- за звука, используемую в таблично-волновом синтезаторе EMU8000. Аббре- виатурой AWE принято обозначать группу карт, в состав которых входит EMU8000 - в виде отдельной микросхемы или интегрированный в общую мик- росхему, однако AWE32 или AWE64 - часть обозначения конкретной серии карт, имеющих общее название "Sound Blaster AWE32", "Sound Blaster AWE64". Например, карта SB 32 PnP версии 3670, содержащая интегриро- ванный с системой управления EMU8000, на микросхеме которого написано "AWE", не является картой AWE32 или AWE64, а имеет собственное обозна- чение - "Sound Blaster 32 PnP". В группу AWE входит три серии карт: SB AWE32, SB 32 и SB AWE64. Цифры в названиях AWE32 и SB 32 происходят от количества голосов син- тезатора EMU8000; цифра в названии AWE64 происходит от добавления к ним еще 32 голосов программного синтезатора WaveSynth/WaveGuide, кото- рый представляет собой эмулятор, работающий через цифровой тракт кар- ты. Аппаратных голосов в AWE64 по-прежнему 32. Все карты группы AWE - 16-разрядные, с интерфейсом ISA. ---------------------------------------------------------------------- - Какие существуют основные разновидности AWE-карт? SB AWE32 - первая модель карты этого типа. Содержит синтезатор EMU8000 (микросхема CT1971), ОЗУ на 512 кб, разъемы для установки SIMM, разъем для дочерней платы и сигнальный процессор CSP (Creative Sound Processor), называемый также ASP (микросхема CT1748), облегчающий сжа- тие звука и распознавание речи. Роль центрального процессора карты ис- полняет микроконтроллер CT1741. SB AWE32 Value - упрощенный и удешевленный вариант AWE32. Не имеет CSP, разъемов для SIMM и дочерней платы. SB 32 - модель, выпущенная вместо Value. Не имеет CSP, ОЗУ и разъема для дочерней платы, однако имеет разъемы для SIMM. Поздние модели SB 32 (с 1997 г.) выпускались на основе набора микросхем AWE64. SB AWE64 Value (вначале - просто AWE64) - переработанный вариант SB 32. Центральный процессор и синтезатор EMU8000 объединены в одной мик- росхеме CT8903 или CT8920. Содержит ОЗУ на 512 кб, расширяемое специ- альными модулями памяти. Разъема для дочерней платы также не имеет. Все модели, кроме CT4380, не имеют IDE-интерфейса. SB AWE64 Gold - улучшенный вариант AWE64. Содержит ОЗУ на 4 Мб, качес- твенные 18-разрядный ЦАП, 20-разрядный выход S/PDIF и усилитель (толь- ко линейный выход). Не имеет разъема для дочерней платы и IDE-интер- фейса. Каждая карта Creative Labs выпускаются в нескольких модификациях, от- раженных в коде модели (CTxxxx), нанесенном краской на саму плату: CT2760 - AWE32, интерфейс MultiCD, микросхемы 1741/1745. CT3900 - AWE32, интерфейсы IDE и Panasonic, микросхемы 1741/1745. Субъективно - лучшая модель в серии AWE32. CT3910 - AWE32 Value, интерфейс IDE, микросхемы 1741/1745. CT3990 - AWE32 PnP, интерфейс IDE, микросхемы 1741/1745. CT3930 - SB 32, первый вариант (не PnP), на микросхеме Vibra16 (2501). Партии выпуска весны-лета 1995 могут иметь дефект - громкие раскатис- тые щелчки в канале EMU8000. CT3600 - SB 32 PnP, на микросхеме 2502. Субъективно считается лучшей по звучанию в серии SB 32. CT3620 - SB 32 PnP, на классическом наборе микросхем 1741/1745. CT3670 - SB 32 PnP, разработанный на основе AWE64 (микросхемы 8903/1745T). CT4380, CT4381 - AWE64 до переименования в Value (микросхемы 8903/1745T). CT4390 - AWE64 Gold, первый вариант (микросхема 8903). CT4500, CT4501 - AWE64 Value, первый вариант (микросхемы 8903/1745T). CT4520 - AWE64 Value, второй вариант (микросхема 8920). Во всех версиях карт установлено одно и то же ПЗУ с базовым набором самплов (General MIDI) объемом 1 Мб. ---------------------------------------------------------------------- - Каковы структура и возможности синтезатора EMU8000? Микросхема EMU8000 (CT1971) разработана фирмой E-mu Systems, впослед- ствии вошедшей в состав Creative, и применяется также в популярной мо- дульной рабочей станции E-mu Emulator 4x. EMU8000 представляет собой специализированный DSP, имеющий 32 вирту- альных звуковых канала (голоса). Каждый канал состоит из генератора звука, выбирающего отсчеты самплов из ПЗУ или ОЗУ, двух 6-стадийных генераторов огибающей (delay, attack, hold, decay, sustain, release), двух генераторов низкой частоты (LFO), управляемого резонансного филь- тра и блока эффектов reverb/chorus. Для модуляции сигнала по амплитуде могут использоваться LFO1 и Env2, по частоте - Env1 и оба LFO, для уп- равления частотой среза фильтра - Env1 и LFO1. Тип эффекта (reverb, chorus, delay) устанавливается общим для всех, глубина каждого из эф- фектов устанавливается отдельно для каждого голоса. В EMU8000 используется адресное пространство 16-разрядных слов общим объемом 32 Мб; первые 4 Мб зарезервированы для ПЗУ, поэтому ОЗУ может иметь объем не более 28 Мб. В памяти хранятся монофонические 16-раз- рядные самплы в формате Intel (младшие байты имеют меньший адрес). Для каждого сампла задан основной тон - высота, на которой он звучит при дискретизации с частотой 44.1 кГц. Если сампл записан на этой же частоте - его основной тон совпадает с естественной высотой, в против- ном случае основной тон задается ниже или выше собственной высоты, позволяя использовать самплы с большей или меньшей частотой дискрети- зации. Генератор звука последовательно считывает отсчеты сампла из ПЗУ или ОЗУ с фиксированной скоростью 44100 отсчета в секунду. Для воспроизве- дения самплов на высоте, отличной от основного тона, изменяется шаг выборки с применением 4-точечной интерполяции для вычисления промежу- точных значений отсчетов. Шестистадийные генераторы Env работают следующим образом (параметр Sustain имеет размерность уровня, остальные - времени): - после старта ноты на протяжении стадии Delay значение равно нулю; - в стадии Attack значение возрастает до максимума; - в стадии Hold значение не изменяется; - в стадии Decay значение спадает до уровня Sustain; - до момента отпускания ноты значение сохраняет уровень Sustain; - с момента отпускания - в стадии Release - значение спадает до нуля. Генераторы LFO выдают синусоидальный выходной сигнал. Работа каждого генератора начинается с момента старта ноты, с возможной задержкой от момента старта. Все виды модуляции могут быть реализованы одновременно - Env1/Env2 и LFO1/LFO2 работают независимо друг от друга, и для каждого из них мо- гут быть заданы независимые коэффициенты воздействия на частоту и ам- плитуду сигнала, а также на частоту среза фильтра. Физически 32 канала, как и в других микросхемах этого типа, реализова- ны попросту в виде наборов данных, описывающих состояния генераторов и фильтров, которые последовательно обрабатываются DSP. За один период вывода звука (1/44100 с) процессор последовательно обрабатывает все каналы с помощью необходимых математических операций и формирует для каждого голоса очередное цифровое значение амплитуды. Полученные в каждом такте выходные отсчеты всех 32 каналов суммируются и подаются на выходной ЦАП. Для снижения вероятности переполнения вы- ходного сумматора самплы в ОЗУ/ПЗУ перед загрузкой должны быть обрабо- таны эквалайзером с ослаблением частот 3..4 кГц; в стандартном ком- плекте программного обеспечения под Windows эти функции выполняет AWE Manager (aweman.dll). Цифровой эквалайзер EMU8000 выполняет обратное преобразование. ---------------------------------------------------------------------- - Какие модули памяти устанавливаются в карты AWE? В AWE32 и SB 32 устанавливаются пары одинаковых 30-контактных SIMM объемом 256 кб, 1, 4 или 16 Мб каждый, со временем выборки не более 70 нс (модели выпуска до 1995 года допускают 80 нс). Некоторые модели не- явно поддерживают SIMM объемом по 512 кб и 2 Мб. В AWE64 устанавлива- ются специальные модули памяти Creative. При установке памяти в AWE32 необходимо переставить перемычку DRAM_EN, которая находится возле разъемов SIMM - эта перемычка переключает встроенную микросхему объемом 512 кб и дополнительные SIMM; вместе их использовать невозможно. В AWE64 Gold объем устанавливаемых модулей добавляется к внутреннему 4-мегабайтному ОЗУ. Поскольку объем ОЗУ EMU8000 не может превышать 28 Мб - при установке 32 Мб последние четыре из них не используются. Модули меньшего объема используются полностью. Владимиром Барчуковым из Москвы разработаны переходники для установки вместо 30-контактных SIMM и специальных модулей более распространенных 72-контактных SIMM (FPM/EDO) объемом до 32 Мб: 2:5020/47.202@FidoNet micron@orc.ru www.orc.ru/~micron Игорем Ивановым из Твери разработана альтернативная схема переходника, найти которую можно по адресу: ftp://spider.nrcde.ru/pub/sound/awe/docs/awe_sch.zip. Там же в файле awe_pcb.zip находится разводка печатной платы, разработанная Alex Kokaiko (Ужгород). ---------------------------------------------------------------------- - Для чего нужен выход S/PDIF? Это выход звука в цифровом виде с эквалайзера EMU8000 (в AWE64 Gold - также с общего цифрового канала) - в 20-разрядном (для AWE64 Gold) или 18-разрядном (для остальных моделей) формате на частоте 44.1 кГц, ко- торый можно подать на вход внешнего ЦАП или усилителя со входом S/PDIF, получив более качественный звук с WT-синтезатора. На картах AWE32 с этого выхода снимается также сигнал FM-синтезатора. Сигнал S/PDIF есть только на микросхеме CT1971; с микросхем CT8903 и CT8920 цифровой сигнал снимается во внутреннем формате, а в AWE64 Gold для формирования S/PDIF-выхода имеется специальный преобразователь. Таким образом, на картах AWE64 Value и поздних SB 32, не содержащих микросхемы CT1971, сигнал S/PDIF недоступен. В последних моделях SB 32 на CT1971 разъем S/PDIF не впаян, однако есть разводка для него. В большинстве моделей AWE выход сделан в виде двухконтактного внутрен- него разъема (сигнальный + общий) с амплитудой ТТЛ (5 В). В AWE64 Gold амплитуда сигнала приведена к стандарту (0.5 В) и в комплект включена дополнительная планка с разъемом типа RCA. При наличии ТТЛ-выхода его можно нагрузить на инфракрасный или красный светодиод (например, АЛ307БМ, АЛ336) через токоограничительный резис- тор порядка 300 Ом, получив таким образом излучатель, вставляемый в оптический цифровой вход бытовой или студийной аппаратуры. ---------------------------------------------------------------------- - Что такое SoundFont? Архитектура и формат банков загружаемых инструментов для EMU8000. Раз- личаются две разновидности: SoundFont 1: Три уровня - Sample, Layer и Instrument. Sample - сампл с собственной частотой дискретизации, основным тоном и точками зацикли- вания; Layer (слой) - сампл, воспроизводимый в заданном диапазоне нот, с собственными установками модуляторов (Env/LFO, высота/амплиту- да/фильтр) Instrument - совокупность слоев, которые могут как стыко- ваться по высоте нот, так и перекрываться для одной ноты. При запуске звучания ноты запускаются все слои, относящиеся к данной ноте - каждый на своем голосе, с собственными параметрами звучания и модуляции. Уро- вень Instrument непосредственно "виден" по MIDI в виде номеров прог- рамм, или патчей. Тип файла - SBK. SoundFont 2: Уровень Sample остался без изменения, уровням Layer и Instrument соответствуют Instrument и Preset, для которых введен до- полнительный уровень Zone - совокупность самплов (для Instrument) или инструментов (для Preset) в пределах диапазона нот или скоростей уда- ра, с индивидуальными характеристиками звучания и модуляции для каждо- го сампла. Соответственно, Instrument состоит из набора зон с сампла- ми, а Preset - из набора зон с инструментами; плюс каждый из наборов зон может содержать глобальную зону, определяющую параметры по умолча- нию для остальных зон. При задании параметров для уровня, уже имеющего подобный параметр, возможна как замена параметра нижнего уровня, так и его относительное изменение. Тип файла - SF2. В SoundFont используются монофонические 16-разрядные самплы с частотой дискретизации 44.1 кГц. Однако с целью экономии памяти в банк могут включаться самплы с более низкими частотами дискретизации, принуди- тельно описанные как 44.1, с последующим заданием более высокого ос- новного тона. Каждый файл SoundFont может содержать определения одного или более банков инструментов, использующих как собственные самплы, так и ссылки на стандартные самплы из ПЗУ. Для создания и редактирования банков SoundFont служит программа Vienna SoundFont Studio: версии 1.x - для SoundFont 1 и 2.x - для обеих вер- сий SoundFont, а также программа EsBeeKay - для SoundFont 1. ---------------------------------------------------------------------- - Как загружаются банки SoundFont? Загрузка банков SounFont выполняется при помощи AWE Control Panel из стандартного комплекта программ, либо программ AWE Piano, AWEPC, EsBeeKay и других, работающих с интерфейсом AWE Manager. В память EMU8000 загружаются только сами самплы - все остальные параметры заг- ружаются в системную память драйвера. В случае использования только самплов из ПЗУ банк не занимает места в памяти EMU8000, и может загру- жаться даже в карты без ОЗУ (SB 32). Драйвер AWE32 различает два вида банков: основной, или банк синтезато- ра (Synthesizer Bank) и дополнительные, или пользовательские банки (User Banks). Это отвечает системе банков, принятой в MIDI: основной банк имеет номер 0 и всегда должен быть загружен - он используется по умолчанию, когда банк явно не указан; дополнительные банки имеют номе- ра 1..127 и могут загружаться в любой момент, до фактического исполь- зования. Для каждого загружаемого дополнительного банка нужно указать номер, под которым он будет использоваться, и SBK/SF2-файл. При после- дующих запусках Windows эти банки будут загружаться автоматически, по- ка не будут очищены. Чтобы подключить новый банк в качестве основного, нужно установить его в закладке "Synth" AWE Control Panel, желательно - в режиме "User Synth". --------------------------------------------------------------------- - Как использовать банки SoundFont в MIDI-файлах? Разместить в файле MIDI-команды смены банка и тембра (Bank/Patch Change). Драйвер AWE использует для смены банка только контроллер 0 (опция Controller 0 only в Cakewalk). Перед проигрыванием MIDI-файла нужно загрузить используемые им банки любым доступным способом, соблюдая соответствие номеров загружаемых и используемых в файле банков. Cakewalk с версии 6.01 поддерживает закрепление за WRK-файлами для AWE банков SoundFont, которые автоматически загружаются в нужные банки синтезатора при открытии WRK-файла (меню File -> SoundFonts). ---------------------------------------------------------------------- - Как преобразовать банки других синтезаторов в SoundFont? Это можно сделать с помощью программ Convert, AWave, EsBeeKay и нес- кольких менее известных, однако после преобразования может понадобить- ся ручное редактирование банка, поскольку из-за различий в архитекту- рах синтезаторов точное преобразование в общем случае невозможно. ---------------------------------------------------------------------- - Возможно ли в AWE кэширование инструментов, как в GUS? Стандартный драйвер этого не поддерживает. Существуют программы, поз- воляющие выборочно загружать инструменты из банков: AWEVBank - общего назначения, реализующая идею "виртуального банка", содержащего только ссылки на инструменты в реальных банках, и AWEPC, самостоятельно про- игрывающая MIDI-файл, предварительно загрузив в память нужные инстру- менты. Сделать полную поддержку кэширования можно только доработкой драйвера или созданием драйвера более высокого уровня. ---------------------------------------------------------------------- - Как работает MIDI-синтезатор AWE? В AWE используется программная интерпретация MIDI-сообщений. Сообщения получает драйвер, расшифровывает их и управляет работой EMU8000 для достижения нужного эффекта. Например, при получении сообщения Note On драйвер запускает по одному генератору EMU8000 на каждый слой ноты, при Note Off - отключает все генераторы этой ноты, по сообщению Pitch Bend - перестраивает частоту генераторов, и т.п. Программная интерпре- тация MIDI позволяет сделать MIDI-синтезатор достаточно гибким, однако затрудняет реализацию некоторых видов управления в реальном времени. ---------------------------------------------------------------------- - Как переадресовать вывод в MPU-401 на синтезатор EMU8000? При работе под DOS для этого служит перемычка MFBEN (MIDI FeedBack ENable - разрешение перехвата MIDI-сообщений). Кроме этого, нужно ре- зидентно (с ключом /EM) загрузить MIDI-интерпретатор AWEUTIL, который будет перехватывать сообщения, выводимые во внешний MIDI-порт (которые в норме направляются на внешний MIDI-интерфейс и разъем для дочерней платы), и отрабатывать их на синтезаторе EMU8000; при этом сообщения уже не будут проходить ни на внешний выход, ни на дочернюю плату. Под Windows 95 перехватом сообщений из DOS-сеансов занимается вирту- альный драйвер (VxD), которому безразлично положение перемычки MFBEN. Перехват управляется через AWE Control Panel -> Device -> Allow MPU-401 Emulation. Этот пункт относится только к выводу в MPU-401 из DOS-сеансов, и никак не влияет на вывод стандартными средствами Windows. ---------------------------------------------------------------------- - Как управлять синтезом в EMU8000 по MIDI? Для этого служат NRPN (Non Registered Parameter Number - незарегистри- рованные номера параметров), передаваемые по MIDI при помощи контрол- леров 99, 98, 6 и 38: 99 (NRPN MSB) - 127 98 (NRPN LSB) - номер параметра 6 (Data Entry MSB) - старшая часть значения параметра 38 (Data Entry LSB) - младшая часть значения параметра Значение параметра может быть в пределах от -8192 до 8191; старшая и младшая части вычисляются следующим образом: MSB = (V + 8192) / 128 (целое частное) LSB = (V + 8192) % 128 (целый остаток) Иначе говоря, старшая и младшая части представляют собой семь старших и семь младших разрядов значения, увеличенного на 8192. Для значений в диапазоне 0..127 старшая часть равна 64, а младшая - самому значению. При изменении значения параметра достаточно передать только те кон- троллеры, значения которых отличаются от предыдущей посылки. Например, для начальной установки параметра 8 нужно передать все четыре контрол- лера; для его последующего изменения достаточно передавать только кон- троллер 38, пока не потребуется изменить другой параметр. Контроллер 99 достаточно передать один раз в начале работы. Параметры делятся на установочные и управляющие. Установочные действу- ют только на ноты, взятые после установки параметра, а управляющие - и на звучащие ноты. Управляющие параметры называются также параметрами реального времени. Ниже для каждого из параметров приведены его смысл, тип, диапазон и единица изменения параметра. Параметр 0 - задержка между стартом ноты и началом работы LFO1, уста- новочный. Диапазон - 0..5900, единица - 4 мс (0..22 с). Параметр 1 - частота LFO1, управляющий. Диапазон - 0..127, единица - 0.084 Гц (0..10.72 Гц). Параметр 2 - задержка между стартом ноты и началом работы LFO2, уста- новочный. Диапазон - 0..5900, единица - 4 мс (0..22 с). Параметр 3 - частота LFO2, управляющий. Диапазон - 0..127, единица - 0.084 Гц (0..10.72 Гц). Параметр 4 - длительность стадии Delay Env1, установочный. Диапазон - 0..5900, единица - 4 мс (0..22 с). Параметр 5 - длительность стадии Attack Env1, установочный. Диапазон - 0..5940, единица - 1 мс (0..5.9 с). Параметр 6 - длительность стадии Hold Env1, установочный. Диапазон - 0..8191, единица - 1 мс (0..8 с). Параметр 7 - длительность стадии Decay Env1, установочный. Диапазон - 0..5940, единица - 4 мс (0.023..23.7 с). Параметр 8 - уровень Sustain Env1, установочный. Диапазон - 0..127, единица - 0.75dB. Параметр 9 - длительность стадии Release Env1, установочный. Диапазон - 0..5940, единица - 4 мс (0.023..23.7 с). Параметр 10 - длительность стадии Delay Env2, установочный. Диапазон - 0..5900, единица - 4 мс (0..22 с). Параметр 11 - длительность стадии Attack Env2, установочный. Диапазон - 0..5940, единица - 1 мс (0..5.9 с). Параметр 12 - длительность стадии Hold Env2, установочный. Диапазон - 0..8191, единица - 1 мс (0..8 с). Параметр 13 - длительность стадии Decay Env2, установочный. Диапазон - 0..5940, единица - 4 мс (0.023..23.7 с). Параметр 14 - уровень Sustain Env2, установочный. Диапазон - 0..127, единица - 0.75dB. Параметр 15 - длительность стадии Release Env2, установочный. Диапазон - 0..5940, единица - 4 мс (0.023..23.7 с). Параметр 16 - смещение по высоте, управляющий. Диапазон - -8192..8191, единица - 1 цент. Параметр 17 - коэффициент воздействия LFO1 на частоту, управляющий. Диапазон - -127..127, единица - 9.375 цента. Знак показывает направле- ние изменения частоты при старте LFO. Параметр 18 - коэффициент воздействия LFO2 на частоту, управляющий. Диапазон - -127..127, единица - 9.375 цента. Знак показывает направле- ние изменения частоты при старте LFO. Параметр 19 - коэффициент воздействия Env1 на частоту, установочный. Диапазон - -127..127, Единица - 9.375 цента. Знак показывает направле- ние изменения частоты при старте Env. Параметр 20 - коэффициент воздействия LFO1 на амплитуду, управляющий. Диапазон - 0..127, единица - 0.1875 дБ. Значения 0..63 вызывают поло- жительную модуляцию (рост амплитуды с момента старта LFO), с макси- мальной глубиной при 63; значения до 64..127 - отрицательную, с макси- мальной глубиной при 64. Параметр 21 - частота среза фильтра, управляющий. Диапазон - 0..127, единица - 62 Гц (100..8000 Гц). Параметр 22 - коэффициент резонанса фильтра, установочный. Диапазон - 0..127, три младших разряда не используются. Коэффициент задается че- тырьмя старшими разрядами, из таблицы: N НЧ НЧР ВЧ ВЧР КО 0 92 5 Нет 0 -0.0 1 93 6 8.5 0.5 -0.5 2 94 8 8.3 1 -1.2 3 95 10 8.2 2 -1.8 4 96 11 8.1 3 -2.5 5 97 13 8.0 4 -3.3 6 98 14 7.9 5 -4.1 7 99 16 7.8 6 -5.5 8 100 17 7.7 7 -6.0 9 100 19 7.5 9 -6.6 10 100 20 7.4 10 -7.2 11 100 22 7.3 11 -7.9 12 100 23 7.2 13 -8.5 13 100 25 7.1 15 -9.3 14 100 26 7.1 16 -10.1 15 100 28 7.0 18 -11.0 НЧ, ВЧ - нижняя и верхняя частоты "колокола", Гц; НЧР, ВЧР - глубина резонанса на нижней и верхней частоте, дБ; КО - коэффициент ослабления постоянной составляющей, дБ. Параметр 23 - коэффициент воздействия LFO1 на частоту среза фильтра, управляющий. Диапазон - 0..127, единица - 56.25 цента. Значения 0..63 вызывают положительную модуляцию (рост частоты среза с момента старта LFO), с максимальной глубиной при 63; значения до 64..127 - отрица- тельную, с максимальной глубиной при 64. Параметр 24 - коэффициент воздействия Env1 на частоту среза фильтра, установочный. Диапазон - -127..127, единица - 56.25 цента. Знак опре- деляет направление изменения частоты среза. Параметр 25 - глубина хорового эффекта, установочный. Диапазон - 0..255. Параметр 26 - глубина реверберации, установочный. Диапазон - 0..255. При работе с банками SoundFont 2 некоторые из этих параметров могут не поддерживаться. Тип эффектов reverb/chorus устанавливается при помощи SysEx: Reverb - F0 41 10 42 12 40 01 30 nn 00 F7 0 - Room 1 1 - Room 2 2 - Room 3 3 - Hall 1 4 - Hall 2 (стандартный) 5 - Plate 6 - Delay 7 - Panning delay Chorus - F0 41 10 42 12 40 01 38 nn 00 F7 0 - Chorus 1 1 - Chorus 2 2 - Chorus 3 (стандартный) 3 - Chorus 4 4 - Feedback delay 5 - Flanger 6 - Short delay 7 - Short delay & feedback ---------------------------------------------------------------------- - Можно ли получить в EMU8000 другие типы эффектов? В EMU8000 реализован микропрограммный эффект-процессор с загружаемой извне микропрограммой, официальной документации на которую нет. От- дельные поля программы управляют работой цифрового эквалайзера EMU8000, однако подъем/ослабление по НЧ и ВЧ зависимы друг от друга и не могут регулироваться раздельно. Эмпирическим путем можно подобрать новые режимы работы эффект-процессора (программы AWEFX, AWE Piano). ---------------------------------------------------------------------- - На что действуют эффекты EMU8000? Только на звук, синтезируемый в нем самом - обычно по MIDI-сообщениям. В AWE32 два голоса EMU8000 были зарезервированы для регенерации его ОЗУ и попутно вводили в EMU8000 сигналы левого и правого каналов FM-синтезатора, на которые можно было накладывать эффекты. В SB 32 и AWE64 регенерация делается независимо, и все 32 канала работают только на синтез музыкальных звуков. ---------------------------------------------------------------------- - Какова реализация MIDI в драйвере AWE? Драйвер AWE работает в Mode 3 (Omni off, Poly). Каналы 1..9 и 11..16 - мелодические. 10 - ударный, изменение раскладки возможно только заг- рузкой банков. Поддерживаются сообщения: Note On/Note Off (нулевое значение Velocity в Note On аналогично Note Off); Channel Aftertouch (управление глубиной частотной модуляции от LFO1), Key Aftertouch не поддерживается. Pitch Bend, Program Change. Контроллеры (значения по умолчанию): 0, 32 - смена банка (0, 0) 1 - глубина частотной модуляции от LFO1 (0) 6, 38 - ввод данных для RPN/NRPN (0, 0) 7 - общая громкость в канале (100) 10 - панорама (в некоторых версиях драйвера - статическая) (64) 11 - выразительность (множитель к общей громкости) (127) 64 - педаль Sustain (0) 91 - глубина реверберации (0) 93 - глубина хорового эффекта (0) 98 - младший байт NRPN (0) 99 - старший байт NRPN (0) 100 - младший байт RPN (0) 101 - старший байт RPN (0) 120 - сброс всех звуков канала 121 - сброс всех контроллеров канала (вместе с RPN/NRPN) 123 - сброс всех нот канала Поддерживается также RPN 0 - чувствительность к сообщениям Pitch Bend: 101 (RPN MSB) = 0 100 (RPN LSB) = 0 6 (Data Entry MSB) = максимальное смещение в полутонах 38 (Data Entry LSB) = 0 ---------------------------------------------------------------------- - Можно ли использовать EMU8000 для проигрывания модулей? Многие современные проигрыватели модулей используют EMU8000, если на карте установлено достаточное количество памяти - например, Cubic Player 1.6 и выше, Omega Player, AMP, AWEMP, AWEMod, AWEPlay; они поз- воляют также использовать эффект-процессор EMU8000. Однако все эти проигрыватели непосредственно загружают самплы в ОЗУ синтезатора, не делая предобработки эквалайзером, поэтому при проигрывании цифровой эквалайзер EMU значительно поднимает частоты 3..4 кГц и звучание за- метно искажается. ---------------------------------------------------------------------- - Я поставил драйверы - почему у меня нет AWE Control Panel? Стандартный набор для AWE в Win95 содержит только сами драйверы и DLL поддержки; AWE Control Panel, Creative Mixer и прочее обеспечение ус- танавливается отдельно и обычно поставляется в комплекте Retail-упако- вок. С OEM-упаковками может поставляться ограниченный набор программ, либо только драйверы. ---------------------------------------------------------------------- - Как регулировать Output Gain и т.п. под Win95? Эти параметры регулируются только в Creative Mixer, и находятся в сис- темном меню его окна, вызываемом щелком левой кнопки на иконке окна. Если окно отображено без заголовка - системное меню вызывается щелчком правой кнопки на любом месте окна микшера, свободном от органов управ- ления. Регулировка тембров и Input/Output Gain доступна только картах на мик- росхемах CT1745 и CT2502. ---------------------------------------------------------------------- - Можно ли запустить WaveSynth на AWE32 или SB 32? Сравнительно просто это можно сделать только на PnP-картах - для этого нужно после установки комплекта обеспечения от AWE64 вручную заменить в Win95 драйверы "Creative Sound Blaster 16 Plug and Play" и "Creative Advanced Wave Effect Synthesis" на такие же, но "AWE64 ... (SB16/AWE32 Compatible), разрешив отображение полного списка устройств и выбрав последние из списка под маркой "Creative". WS/WG рассчитан на работу именно с этими драйверами (по PnP-коду модели и названию в Registry, поскольку в любом случае используется один и тот же файл драйвера). Для не-PnP карт проще установить специальную версию WS/WG, рассчитан- ную на пользователей карт прежних выпусков. ---------------------------------------------------------------------- - Как отключить IDE-контроллер на PnP-карте? Только путем перепрошивки EEPROM 93c66, в котором хранится PnP-конфи- гурация карты. Сделать это можно при помощи пакета SB2AWE Юрия Вели- ченко (2:4600/103) и Алексея Самсонова (2:4600/103.333), в котором приведены примеры прошивок от AWE64 (метод требует отпайки микросхемы EEPROM). После перепрошивки карта будет опознаваться как AWE64, что позволит также напрямую установить WS/WG. ---------------------------------------------------------------------- - Где найти информацию по AWE? Базовая информация по картам Creative приведена в Sound Card FAQ (рас- пространяется в файле SNDHWFAQ.TXT, входящем в пакет emtcFAQS). Струк- тура и функционирование MIDI описано в MIDIDESC.TXT. Собственный сайт Creative Labs - [ftp/www].creaf.com. В подкаталогах drivers и patches каталога /pub/creative можно найти свежие версии драйверов (в частности - SBW95UP). Любительские сайты поддержки AWE проще всего найти через поисковые серверы (в первую очередь - Alta Vista) по ключевым словам "AWE*", "Home*" и т.п. Первичное описание EMU8000 содержится в пакете ADIP (AWE Developer's Information Pack) версий 3.01 и выше. Также в этом пакете описан ин- терфейс AWE Manager и примеры программ, работающих с ним: ftp://ftp.cle.creaf.com/pub/creative/devinfo/adip.exe Пример программирования AWE - проигрыватель трекерных модулей Omega Player, распространяемый с исходными текстами: ftp.cdrom.com/pub/demos/music/programs/players/omega060.zip Прочие страницы, посвященные AWE: EMU8000 Coding Secrets http://frodo.hiof.no/~gislemm/tom/secrets.html MAZ AWE32/64 Page http://www.maz-sound.com/awe.html Документация на SoundFont доступна на ftp.creaf.com/emu/ ---------------------------------------------------------------------- Большое спасибо всем приславшим ответы, рекомендации, замечания и со- веты для этого FAQ. Текст FAQ в альтернативной кодировке доступен для FReq на 2:5000/14@FidoNet по имени AWEFAQ, текст FAQ по звуковым картам - SNDHWFAQ, текст описания MIDI-интерфейса на русском языке в этой же кодировке - по имени MIDIDESC. Полный пакет FAQ и описаний доступен на ftp://spider.nrcde.ru/pub/text/tech/emtcfaqs.zip и через страницу FAQ на http://spider.nrcde.ru. Пакет распространяется также по FIDO fileecho XHRDDOCS. ======================================================================